- ТОЛЕРАНТНОСТЬ
- (от лат. tolerantia — терпение) — терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, согласие воспринять их даже в том случае, если они противоречат мировоззренческим установкам самого наблюдателя.
Принцип толерантности часто возводят к Вольтеру, который сказал: «Мне ненавистны ваши убеждения, но я готов отдать жизнь за ваше право высказывать их».
Сам термин «толерантность» был введен в 1953 г. биологом П. Медаваром для обозначения «терпимости» иммунной системы организма (ослабления иммунологического ответа организма на данный антиген при сохранении его иммунореактивности ко всем прочим антигенам).
В 1950-х гг. понятие толерантности было заимствовано психологами для обозначения способности человека канализировать в «безопасное» русло чувства протеста, неприятия, возмущения по отношению к тому или иному лицу или явлению.
Усилиями ряда международных организаций, прежде всего ЮНЕСКО, в последние десятилетия толерантность приобрела статус морального императива, принципа, на котором должны основываться взаимоотношений людей, народов и стран в условиях глобализации.
В 1995 г. на сессии ЮНЕСКО была принята Декларация принципов толерантности, которая определила понятие толерантности как: «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявление человеческой индивидуальности; понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международно-правовых актах в области прав человека; не уступку, снисхождение или потворство, а прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека».
Вместе с тем, многие современные социальные мыслители утверждают, что доктрина толерантности неадекватна современным реалиям. Она заменяет решение реальных общественных проблем лицемерной декларацией уважения прав представителей иных культур, конфессий и т. д. быть другими. Такие борцы за права как, например, Мартин Лютер Кинг, требовали реального равенства, а не «толерантности», дающей возможность лишь не обращать внимания на острые социальные противоречия.
Словенский философ Славой Жижек утверждает, что западный принцип толерантности на деле является не способом любить ближнего и чувствовать к нему эмпатию, а, напротив, инструментом отчуждения другого, способом защититься от него. Для либерального мировоззрения свойственно разделять людей на тех, кто абстрагируется от одной культуры, являясь в этом отношении «гражданином мира», и на тех, кто укоренен в одной культуре, досконально знает свои традиции, помнит всех своих предков до 10-го колена. Последние воспринимаются либералами как варвары, хотя очевидно, что укорененный и знающий свою культуру человек гораздо образованнее «гражданина мира», который знает понемножку обо всем и ничего не знает глубоко, и прежде всего, собственную культуру.
Принцип толерантности позволяет удерживаться на расстоянии, «уважать их права» издалека. Таким образом, толерантность не сближает, а разобщает людей. А нивелируя напряженность между культурами, она унифицирует их, что является одним из необходимых условий глобализации.
Полноценный культурный диалог и адекватное восприятие иного невозможны без драматической напряженности между культурами, вероисповеданиями, идеологиями. Многие критики толерантности обращают внимание на то, что она является способом разрушить традиционный уклад и исторические религии. Само слово «толерантность» оказывается своего рода лукавой подменой: терпение как одна из главных христианских добродетелей подменяется терпимостью к греху.
В ряде протестантских и католических стран официально поощряется содомия: в Германии, Швеции, Норвегии, Исландии, Нидерландах, Франции, Дании, Бельгии разрешена регистрация однополых браков.
С идеологией толерантности коррелирует принцип политической корректности, также являющейся формой «утонченного господства» и позволяющей маргинализировать человека, организацию, государство, настаивающих на собственной культурной идентичности.
С. Жижек утверждает, что доктрина толерантности является формой рафинированного расизма: борьба за «права человека» становится для Запада оправданием внедрения на чужие территории (как в Ираке и Югославии) и внедрения на этих территориях, не «общечеловеческих», а именно американских ценностей, взамен уничтожения традиционных.
Большая актуальная политическая энциклопедия. — М.: Эксмо. А. В. Беляков, О. А. Матвейчев. 2009.